"Комментарий к Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. n 62-ФЗ" (постатейный) (под ред. В.И. Шкатуллы) ("Юстицинформ", 2004). Фз о гражданстве комментарий


"Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Подготовлен для системы РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ,от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ,от 04.12.2007 N 328-ФЗ)Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального законаКомментарий к статье 11. Статья 1 определяет предмет правового регулирования комментируемого Закона, устанавливающий:- принципы гражданства РФ;- правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ;- основания, условия и порядок приобретения гражданства РФ;- основания, условия и порядок прекращения гражданства РФ.2. Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет, защиту существующих прав и свобод. Под гражданством ст. 3 комментируемого Закона понимает устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки - перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, - постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты.Необходимо учитывать, что порядок приобретения и изменения гражданства определяется как законодательством страны, в которую лицо направляется для проживания, так и международными соглашениями, подписанными государствами в целях регулирования миграционных потоков.3. Институт гражданства в цивилизованном государстве определяет прежде всего правовой статус лица, непрерывно связанный с его полной либо частичной правосубъектностью. Обладание гражданством обеспечивает защиту со стороны государства прав и свобод лица, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Иными словами, гражданство представляет собой совокупность правовых, социальных, моральных и иных отношений между государством и лицом, приобретающим гражданство. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству). Различия в объеме прав, свобод и обязанностей граждан РФ, граждан иностранных государств либо лиц без гражданства легко обнаруживаются в тексте Конституции РФ, так как права и обязанности имеют адресатов, формально очерченных посредством употребления определенных словосочетаний "каждый имеет право", "граждане РФ имеют права" и т.п.Интересный пример соотношения объема конституционных прав граждан и так называемых "не граждан" дает анализ ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 35 провозглашено право каждого иметь в собственности имущество, а ч. 1 ст. 36 предоставляет лишь гражданам РФ и их объединениям право иметь в частной собственности землю. Очевидно, что стратегическая значимость такой разновидности имущества, как земля, не позволила учредителям Конституции РФ распространить и на не граждан РФ право частной собственности на землю.Вместе с тем представляется, что совокупность определенных прав и обязанностей (защита со стороны своего государства за границей, обязанность участвовать в составе вооруженных сил государства и т.п.) не может являться ни признаком, ни критерием гражданства, поскольку в настоящее время в большинстве стран наблюдается увеличение прав и обязанностей лиц, не имеющих в стране проживания статуса гражданина.К примеру, в России такая тенденция наблюдается в области избирательного права, поскольку ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает право иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, при наличии соответствующего международного договора, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Необходимо отметить, Федеральный закон от 06.12.1994 N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", утративший силу с 29.09.1997, аналогичной нормы не содержал.4. Е.И. Колюшин считает, что понятие "российское гражданство" имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая "перечислительная" трактовка (это - можно, это - должно, это - нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.Обосновывая триединое смысловое значение термина "российское гражданство", Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства как на территории РФ, так и за ее пределами .--------------------------------См.: Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец, 2006.Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус "российское гражданство". Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.Н.В. Витрук считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую - как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица."Гражданство, - указывает он, - отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это - самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является" .--------------------------------См.: Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С. 28.А.Н. Кокотов определяет понятие "государство" как совокупность трех значений: суверенного права государства, публично-правового состояния индивидов и конституционно-правового института.Суверенное право государства, по мнению теоретика, не что иное, как право государства в одностороннем порядке издавать нормы, регулирующее отношения гражданства. Наличие такого права обусловлено, в частности, необходимостью защиты государства в случае войн и локальных вооруженных конфликтов. Поэтому государство, устанавливая в одностороннем порядке правила приобретения и прекращения гражданства, в формально-правовом смысле формирует на своей территории общность граждан, через которую и обеспечивает свое существование.Что касается публично-правового состояния индивидов, то, по мнению А.Н. Кокотова, оно в первую очередь характеризует принадлежность лица к своему государству. Поскольку само состояние определено системой законов и подзаконных актов, то оно является устойчивым и неизменным. Кроме того, А.Н. Кокотов считает публично-правовое состояние индивида главенствующей составляющей понятия "гражданство", поскольку оно определяет совокупность прав и свобод, обязанностей и в конечном итоге статус индивида, находящегося под защитой своего государства.Гражданство в качестве конституционно-правового института он определяет как совокупность конституционных и обычных норм, опосредующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства - с другой .--------------------------------См.: Конституционное право России. Екатеринбург, 2001. С. 159 - 161.5. Процесс возникновения, существования и прекращения гражданства регулируется нормами как конституционного, так и гражданского, административного и иных отраслей права. Однако правоотношения, регулируемые упомянутыми нормами, возникают не сами по себе. Они обусловлены наличием таких юридически значимых фактов, как рождение лица, его совершеннолетие, временной период проживания на территории государства, изменение страны проживания.Предметом регулирования комментируемого Закона являются принципы, регламентирующие отношения, связанные с гражданством РФ. Основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.Статья 61 Конституции РФ определяет два основополагающих принципа гражданства: гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству; РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.Принцип невыдачи Российской Федерацией своего гражданина другому государству не означает освобождение гражданина от ответственности за деяния, которые он совершил на территории иностранного государства. Действующее международное законодательство и законодательство РФ предполагает, что в таких случаях нарушитель привлекается к ответственности на территории России в соответствии с российскими нормами права. Необходимо отметить, что иностранный гражданин, находящийся на территории России, может быть выдан его государству при наличии соответствующего соглашения между Россией и этим государством либо по доброй воле России, если международное соглашение отсутствует.К числу обязанностей посольства или консульства РФ, расположенного на территории иностранного государства, относится оказание помощи гражданам России в случае каких-либо ограничений их прав свобод во время пребывания в этом иностранном государстве. Вместе с тем Российская Федерация не отвечает по обязательствам своего гражданина, которые он приобрел по своей инициативе во время такого пребывания за рубежом.Более подробно о принципах гражданства РФ см. комментарий к ст. 4 комментируемого Закона.6. Российская Федерация проводит политику сокращения количества проживающих на территории страны апатридов - лиц без гражданства, предоставляя лицам такой категории, при соблюдении ими определенных правил и выполнении ряда формальностей, право приобретения гражданства России.Рассматриваемый Федеральный закон определяет принципы гражданства России и нормы права, регулирующие отношения, связанные с гражданством (общий и упрощенный порядок приобретения и прекращения гражданства), а также нормы, устанавливающие гражданство детей в случае изменения гражданства их родителей, опекунов и попечителей. Закон устанавливает перечень и полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ.Комментируемый Закон значительно расширил основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ. Если в предыдущем Законе основаниями для отклонения ходатайств о приеме в гражданство являлись случаи, когда заявители: выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ, то ныне действующий ФЗ дополнил к вышеуказанным еще пять оснований (см. комментарий к ст. 16).Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской ФедерацииКомментарий к статье 21. Статья 2 комментируемого Закона называет нормативные источники, с помощью которых регулируются вопросы гражданства РФ.Согласно п. "в" ст. 71 Конституции РФ гражданство в РФ относится к ведению РФ. Эти положения федеральная власть не может передать субъектам РФ, поскольку нормы гражданства непосредственно регулируют как сравнительно широкую сферу деятельности государства, так и права и обязанности всех граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России.Часть 3 ст. 6 Конституции РФ провозглашает: "гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". Это позволяет гражданам РФ свободно осуществлять свои права и свободы, не опасаясь

'Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. n 63-ФЗ 'Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации' (постатейный) (Степашина М.С.) (под ред. А.Б. Смушкина, В.Н. Барбарича)  »

www.lawmix.ru

"Комментарий к Федеральному закону - Сейчас.ру

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ГРАЖДАНСТВЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 31 МАЯ 2002 Г. N 62-ФЗ(Постатейный)Издание второе,переработанное и дополненноеПод общей редакциейпроф. В.И. ШКАТУЛЛЫСведения об авторах:Борзунова Ольга Александровна, советник государственной службы III класса, канд. юрид. наук - гл. 4;Шкатулла Владимир Иванович, ведущий научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук - гл. 1, 2;Краснов Юрий Константинович, заместитель начальника Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юрид. наук - гл. 7 - 9;Кирилин Алексей Владимирович, заместитель директора Института политологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, канд. юрид. наук - гл. 5, 6;Сытинская Мария Владимировна, юрист - глава 3.ВВЕДЕНИЕВ комментируемом Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) "гражданство" означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. В комментируемом Законе гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иное гражданство рассматривается как гражданство (подданство) иностранного государства. Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.Содержание понятия "гражданство" менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е обязанным способствовать повышению благосостояния государства (см.: Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902. С. 134). В.М. Гессен в работе "Подданство, его установление и прекращение" считал, что быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству (см.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003. С. 15). До вступления на престол Александра I (1777 - 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово "подданный" происходит от слова "дань", а слово "гражданин" - от слова "горожанин". Жан-Жак Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин "подданный" используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции ООН, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными - считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство - это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.Первоначально в суверенном государстве гражданство не влекло за собой права участвовать в политике. Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства (Marshall T.N. Citizenship and Social Development. Westport, 1973).1. Гражданские права. Они завоевывались длительное время. Гражданские права означают свободу каждого человека жить, где он хочет, свободу слова и вероисповедания, право владеть собственностью и равные права перед законом.2. Политические права включают право участвовать в выборах и быть избранным на государственные должности. В большинстве стран это право получили мужчины лишь в начале 20-го века. Женщинам пришлось завоевывать это право дольше.3. Третий вид прав Т. Маршалл определил как социальные права. Это права индивида на социальное обеспечение по болезни, социальную защиту в случае безработицы, а также установленный минимум заработной платы. Социальные права гарантируют человеку государством определенный уровень благосостояния. Развитие социальных прав и политики государства приводит к созданию государства всеобщего благосостояния. Государство считается таковым, если в нем правительственные организации обеспечивают материальную поддержку людям, не способным содержать себя самостоятельно, - безработным, больным, инвалидам и престарелым.Институт гражданства выполняет следующие функции:1) устанавливает предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией;2) защищает от лица государства права граждан;3) защищает интересы государства;4) способствует развитию народов, повышению качества народа;5) защищает интересы нации;6) повышает сплоченность народов, патриотизм граждан.Комментируемый Закон сменил ранее действовавший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.). В пояснительной записке к комментируемому Закону сказано о том, что решение о разработке новой редакции Закона "О гражданстве Российской Федерации" было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в 1997 г. Ранее действовавший Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Российская Федерация в 1997 г. предприняла шаги по подписанию Европейской конвенции о гражданстве. Ранее действовавший Закон не полностью соответствовал Конституции РФ. Сравнительный анализ действующего Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности. Значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжает там проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставила себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство является одновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.При сохранении общего количества глав (девять) за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 45. В частности, во избежание декларативности в проекте отсутствуют преамбула, п. п. 1 и 2 ст. 1 ранее действовавшего Закона. Исключены не применяемые на практике положение о почетном гражданстве (ст. 8 и подп. "е" п. 1 ст. 33 ранее действовавшего Закона) с учетом того, что в ч. 3 ст. 13 комментируемого Закона установлены положения о льготном порядке предоставления гражданства за особые заслуги перед Россией. В отдельную гл. IV выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации. Глава I по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными технико-юридическими требованиями. Новым в проекте является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. Введение этих понятий значительно упрощает изложение последующих статей, их понимание и применение. В статье 12 в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры приема в гражданство в упрощенном порядке). В связи с этим в действующем Законе отсутствуют соответствующие статьи о приобретении гражданства: в порядке признания и в порядке регистрации. С учетом изложенного существенные изменения и дополнения внесены в условия приобретения гражданства (ст. ст. 13 и 14). В статье 13 в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличен с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, условием наличия законного источника существования и отказа от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации. Статья 13 отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного права отражает положения ст. 11 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В статье 14 излагаются льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке, основанные на практике применения действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле. С учетом практики реализации действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена в проекте к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также оснований отказа в выходе из российского гражданства (ст. 20). Глава V более четко, чем в ранее действующем Законе, регулирует порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Глава VI проекта уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным Федеральным законом. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы. Проект комментируемого Закона подготовлен группой российских специалистов, сформированной Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, во главе с председателем Комиссии, членом-корреспондентом Российской академии наук О.Е. Кутафиным и при участии европейских экспертов. 6 ноября 1997 г. в Страсбурге МИД России от имени Российской Федерации была подписана Европейская конвенция о гражданстве. Конвенция - единственный многосторонний документ, регулирующий практически все важнейшие аспекты гражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты и восстановления; процедурные права, множественное гражданство, гражданство в условиях правопреемства государств, воинская обязанность в случаях множественного гражданства, сотрудничество государств в области гражданства. Она разработана с учетом современных тенденций в развитии национального законодательства стран - членов Совета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем в области гражданства, возникающих у государств в результате политических изменений в Европе на рубеже 80 - 90-х гг. Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению. Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства - и государства по защите своих граждан.Сила (конкурентоспособность) современного государства определяется, прежде всего, содержанием многообразных связей с гражданами, которые должны быть нравственными, правовыми, и коренится в особенном интересе каждого гражданина.Человек должен видеть, что законы способствуют достижению его целей и что без законов их осуществить невозможно (см.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 435). В законе должно быть воплощены добро, справедливость и право. Закон закрепляет уровень свободы граждан.Государство соединяет общество правовыми отношениями и, будучи всеобщностью (системой), способствует единству в нравах, образовании и во всеобщем образе мыслей и действий. Обязанности граждан перед государством - это долг каждого перед целым. Но целое (государство) имеет также свои обязательства перед конкретным человеком. Как могут развиваться эти связи? Во многом направление развития зависит от понимания сущности государства его гражданами. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Если государство рассматривать как союз между равноправными свободными гражданами, то возникает один набор возможностей; если государство рассматривать как систему, состоящую из управляющих и подвластных, - другой набор.Отношения гражданства трансформируются в современном мире. Так, чтобы получить гражданство США, иммигрант должен сдать экзамен по английскому языку, по американской истории и основам политического устройства, принять присягу.Каждый претендент на гражданство должен иметь достаточные навыки чтения, письма и устной речи на официальном языке государства. Претендент на американское гражданство не обладает необходимой моралью с точки зрения американского государства, если он: совершал преступления против личности, собственности или государства; страдает наркотической зависимостью, болезненной склонностью к алкоголю, уличен в нелегальных азартных играх, проституции либо многоженстве; уличен в неуплате алиментов либо ином аналогичном

'Комментарий к Федеральному закону 'О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним' (постатейный) (под ред. А.Н. Ткача) ('Юстицинформ', 2005)  »

www.lawmix.ru

Комментарий к Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" (постатейный)

Что такое гражданство Российской федерации рассказывает книга Юрия Дмитриева и Елены Моисеевой. Авторы дают советы, как применять закон в различных ситуациях, а так же приводят замечания и предложения по его улучшению. В том числе, комментируют предложения по изменению закона о гражданстве, подготовленные по заданию Правительства РФ. Книга содержит обширный экскурс в историю гражданства в России.

Авторы

Выходные данные

На кого рассчитана:

Анонс

Издание представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, подготовленный с учетом последних изменений как самого Закона, так и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на его реализацию.  Книга содержит подробное толкование положений Закона, ре­комендаций по его применению, а также критические замечания и предложения по совершенствованию его норм. Оценки авто­ров, специалистов в сфере российского гражданства, опираются на анализ более чем столетнего опыта развития этого правово­го института, особенно в последние 20 лет российской истории. В приложении приводится авторский комментарий к проекту бу­дущих изменений рассматриваемого Закона, подготовленному ФМС России по поручению Правительства РФ. 

Адресовано студентам, аспирантам, преподавателям права, государственным служащим, практикующим юристам, сооте­чественникам, возвращающимся на свою историческую Родину.

Оглавление

Предисловие

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Статья 3. Основные понятия

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

Статья 5. Граждане Российской Федерации

Статья 6. Двойное гражданство

Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак

Статья 9. Гражданство детей

Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

Статья 20. Основания для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица

Глава VIII.1. Урегулирование правового статуса отдельной категории лиц, находящихся на территории Российской Федерации

Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации

Статья 41.3. Условия приема в гражданство Российской Федерации

Статья 41.4. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации

Статья 41.5. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации

Статья 41.6. Полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона

Статья 41.7. Принятие решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации

Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации

Статья 41.9. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации

Глава IX. Заключительные положения

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Приложение

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

Комментарий к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

Как найти

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

"Комментарий к Федеральному закону - Сейчас.ру

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 31 МАЯ 2002 Г. N 62-ФЗ(Постатейный)Под общей редакцией проф. В.И. ШКАТУЛЛЫСВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:Борзунова Ольга Александровна, советник государственной службы III класса, канд. юрид. наук - гл. IV; Шкатулла Владимир Иванович, ведущий научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук - гл. I, II; Краснов Юрий Константинович, заместитель начальника Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юрид. наук - гл. VII - IX; Кирилин Алексей Владимирович, заместитель директора Института политологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, канд. юрид. наук - гл. V, VI; Сытинская Мария Владимировна, юрист - глава III.ВВЕДЕНИЕВ комментируемом Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) "гражданство" означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. В комментируемом Законе гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иное гражданство рассматривается как гражданство (подданство) иностранного государства. Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. Содержание понятия "гражданство" менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е. обязанным способствовать повышению благосостояния государства (Н.О. Куплеваский. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902. С. 134). В.М. Гессен в работе "Подданство, его установление и прекращение" считал, что быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству (см. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2003. С. 15). До вступления на престол Александра I (1777 - 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово "подданный" происходит от слова "дань", а слово "гражданин" - от слова "горожанин". Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин "подданный" используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство - это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями. Первоначально в суверенном государстве гражданство не влекло за собой права участвовать в политике. Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства (Marshall T.N. Citizenship and Social Development. Westport. 1973). 1. Гражданские права. Они завоевывались длительное время. Гражданские права означают свободу каждого человека жить, где он хочет, свободу слова и вероисповедания, право владеть собственностью и равные права перед законом. 2. Политические права включают право участвовать в выборах и быть избранным на государственные должности. В большинстве стран это право получили мужчины лишь в начале 20-го века. Женщинам пришлось завоевывать это право дольше. 3. Третий вид прав Т. Маршалл определил как социальные права. Это права индивида на социальное обеспечение по болезни, социальную защиту в случае безработицы, а также установленный минимум заработной платы. Социальные права гарантируют человеку государством определенный уровень благосостояния. Развитие социальных прав и политики государства приводит к созданию государства всеобщего благосостояния. Государство считается таким, если в нем правительственные организации обеспечивают материальную поддержку людям, не способным содержать себя самостоятельно, - безработным, больным, инвалидам и престарелым. Институт гражданства выполняет следующие функции: 1) устанавливает предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией; 2) защищает от лица государства права граждан; 3) защищает интересы государства; 4) способствует развитию народов, повышению качества народа; 5) защищает интересы нации; 6) повышает сплоченность народов, патриотизм граждан. Комментируемый Закон сменил ранее действовавший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.). В пояснительной записке к комментируемому Закону сказано о том, что решение о разработке новой редакции Закона "О гражданстве Российской Федерации" было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в 1997 г. Ранее действовавший Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Российская Федерация в 1997 г. предприняла шаги по подписанию Европейской конвенции о гражданстве. Ранее действовавший Закон не полностью соответствовал Конституции РФ. Сравнительный анализ действующего Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности. Значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжают там проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставили себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство является одновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений. При сохранении общего количества глав (девять) за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 45. В частности, во избежание декларативности в проекте отсутствуют преамбула, п. 1 и 2 ст. 1 ранее действовавшего Закона. Исключены не применяемые на практике положения о почетном гражданстве (ст. 8 и подп. "е" п. 1 ст. 33 ранее действовавшего Закона) с учетом того, что в части третьей ст. 13 комментируемого Закона установлены положения о льготном порядке предоставления гражданства за особые заслуги перед Россией. В отдельную гл. IV выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации. Глава I по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными технико-юридическими требованиями. Новым в проекте является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. Введение этих понятий значительно упрощает изложение последующих статей, их понимание и применение. В статье 11 в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры приема в гражданство в упрощенном порядке). В связи с этим в действующем Законе отсутствуют соответствующие статьи о приобретении гражданства: в порядке признания и в порядке регистрации. С учетом изложенного существенные изменения и дополнения внесены в условия приобретения гражданства (ст. 13 и 14). В статье 13 в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличен с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, условием наличия законного источника существования и отказа от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации. Статья 13 отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного права отражает положения ст. 11 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В статье 14 излагаются льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке, основанные на практике применения действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле. С учетом практики реализации действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена в проекте к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также оснований отказа в выходе из российского гражданства (ст. 20). Глава V более четко, чем в ранее действующем Законе, регулирует порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Глава VI проекта уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным Федеральным законом. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы. Проект комментируемого закона подготовлен группой российских специалистов, сформированной Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, во главе с председателем Комиссии членом-корреспондентом Российской академии наук Кутафиным О.Е. и при участии европейских экспертов. 6 ноября 1997 г. в Страсбурге МИД России от имени Российской Федерации была подписана Европейская конвенция о гражданстве. Конвенция - единственный многосторонний документ, регулирующий практически все важнейшие аспекты гражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты и восстановления, процедурные права, множественное гражданство, гражданство в условиях правопреемства государств, воинская обязанность в случаях множественного гражданства, сотрудничество государств в области гражданства. Она разработана с учетом современных тенденций в развитии национального законодательства стран - членов Совета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем в области гражданства, возникающих у государств в результате политических изменений в Европе на рубеже 80 - 90-х гг. Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению. Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства по защите своих граждан.Профессор В.И.Шкатулла31 мая 2002 года N 62-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального законаКомментарий к статье 11. В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) термин "гражданство" означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица.2. В соответствии с комментируемым Законом гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.3. Гражданство можно рассматривать как явление, с одной стороны, "объективного права", как институт конституционного права, а с другой - "субъективного права" - принадлежность лица к конкретному государству, включая права личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.).Гражданство можно рассматривать в виде правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин.Конституция РФ обеспечивает полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства, в том числе закрепления права лица изменить отечественное гражданство. При этом лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т.е. стать лицом без гражданства. В этом состоит свобода выбора человека и гражданина.4. Нация - наиболее распространенная единица организации общества. Нация - это исторически сложившаяся на определенной территории социальная общность, имеющая субстанционально-духовное основание, для которой характерны единый язык, особенности культуры, психологии, менталитета, образа жизни, что придает ей неповторимое своеобразие и обеспечивает жизнеспособность (Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 681). Общество - сфера человеческого бытия, включающая

www.lawmix.ru

Комментарий к закону о гражданстве

Дина Каминская: В мае нынешнего года был принят новый российский закон о гражданстве. Это - значительное событие в жизни российского государства. Необходимость в таком законе назрела уже давно. Ведь действовавший закон о гражданстве был принят еще в 1991 году, то есть до распада СССР и до принятия действующей конституции. Понятно, что даже с учетом поправок, внесенных в него в 1993 году (впрочем, внесенных до принятия действующей конституции), он безнадежно устарел. Константин Симис: А между тем, в Российской Федерации, как и во всяком правовом государстве, такой закон является одним из важнейших элементов механизма, определяющего правовой статус личности, поскольку в полном объеме конституционными правами обладают только граждане государства. "Гражданство, - сказано в статье 3 закона, - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в устойчивой совокупности их взаимных прав и обязанностей". Иными словами, гражданин обязан в полном объеме соблюдать обязанности, которые на него возлагают конституция и законы, а государство обязано защитить права и интересы своего гражданина, когда он находится на территории государства и за его пределами. Дина Каминская: В мировой практике гражданство определяется либо по рождению (то есть по гражданству родителей), либо по месту рождения. Новый российский закон, как, впрочем, и закон 1991 года, принял за основу принцип определения гражданства по рождению. Причем этот вопрос особых споров не вызвал. А вот вопрос о порядке натурализации, то есть предоставления российского гражданства иностранцам и лицам без гражданства, вызвал в Государственной Думе ожесточенные споры между сторонниками упрощенной процедуры натурализации и сторонниками введения ряда условий, затрудняющих получение российского гражданства. Константин Симис: Российский закон 1991 года устанавливал максимально простой порядок натурализации для граждан СССР, так называемый, заявительный порядок. Этой категории иностранцев и лиц без гражданства достаточно было заявить о своем желании восстановить российское гражданство. Сравнительно несложный порядок приобретения российского гражданства был установлен и для других категорий соискателей. Закон же, принятый в 2002 году, по проекту, внесенному президентом, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению населения страны, полностью отменил заявительный порядок приобретения гражданства и усложнил процесс натурализации для всех без исключения категорий соискателей. С момента вступления этого закона в силу в июле этого года российское гражданство даруется иностранцам всех категорий на определенных условиях. Дина Каминская: Вот по вопросу о том, насколько оправдано такое ужесточение порядка приобретения российского гражданства и насколько он демократичен, и проходила дискуссия в Думе. Центристские, то есть про президентские фракции отстаивали тенденцию к ужесточению условий натурализации. Это необходимо, утверждали их представители, для того, чтобы ограничить хлынувший в Россию поток мигрантов из стран Азии, большая часть которых станет обузой для России. Они считали, что ужесточение процесса натурализации необходимо для того, чтобы отбирать из этого потока тех, кто по своим качествам может быть полезен стране. Константин Симис: В качестве противников президентского законопроекта выступили фракция СПС и фракция коммунистической партии, обычно занимающие противоположные позиции. Представители коммунистов исходили из того, что, как сказал один из лидеров фракции, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ Анатолий Чехоев, - новый закон ставит последнюю точку в развале Советского Союза. По мнению же лидера фракции СПС Бориса Немцова, новый закон о гражданстве фактически создает железный занавес вокруг России, что приведет к катастрофическому сокращению населения страны. Как известно, победу в этой борьбе одержали, правда, с весьма скромным перевесом в голосах, сторонники президентского проекта. Принят был закон, который по сравнению с законом 1991 года ужесточил условия натурализации для всех категорий соискателей. И ныне действует закон, который одни оценивают как антидемократический, а другие - как соответствующий мировой практике. Дина Каминская: Вот и давайте попробуем ответить на вопрос: какая из этих двух оценок ближе к истине? Для этого следует сравнить основные положения нового закона, определяющие условия натурализации, с соответствующими положениями закона 1991 года и с общепринятой международной практикой. Начнем со сроков проживания на территории Российской Федерации, по истечению которых соискателю может быть дано гражданство. В законах практических всех демократических стран есть правило, согласно которому соискателю может быть дано гражданство только после того, как он проживет в стране определенное время. Такое требование вполне обоснованно. Человеку, стремящемуся стать гражданином страны, должна быть дана возможность предварительно интегрироваться в ее жизнь. А это, конечно, требует определенного времени. Константин Симис: В Государственной Думе споры шли о том, какова должна быть длительность этого срока. Согласно закону 1991 года, иностранец мог получить гражданство России после того, как он проживет на ее территории с момента приезда не менее пяти лет или трех лет непрерывно, то есть, не покидая ее пределы. По новому же закону срок этот исчисляется не с момента приезда в Россию, а с момента получения вида на жительство. А это практически удлиняет срок предварительного проживания до 7-8 лет. Срок, как считают противники нового закона, неоправданно велик и ставит соискателя российского гражданства в тяжелое положение - он вынужден жить все эти годы, не имея тех прав на работу, на предпринимательскую деятельность, которыми наделены граждане России. Дина Каминская: Надо сказать, что сторонники нового закона парировали доводы своих оппонентов ссылками на соответствующую практику, существующую во многих демократических странах. Действительно, сроки эти никак не меньше, нежели те, какие устанавливает российский закон. В Соединенных Штатах это пять лет. В Швеции и в Швейцарии - 12, а в Чехии - 10. Константин Симис: Авторы закона, устанавливая для иностранцев длительный срок предварительного проживания в России, исходили из того, что будущем гражданину требуется немало времени для того, чтобы адаптироваться к традициям, обычаям страны, чтобы изучить язык. Но ведь сегодня основная масса людей, добивающихся российского гражданства, - это примерно 28 миллионов бывших граждан СССР, для которых проблемы адаптации просто не существует. Вот для этой категории соискателей было бы правильно установить льготный порядок - освободить их от обязанности проживать в России до того, как они получат положительный ответ на свое ходатайство. Дина Каминская: Наиболее острой была дискуссия о порядке натурализации бывших советских граждан и их потомков, не ставших гражданами какой-либо другой страны. В результате было принято компромиссное решение: российское гражданство даруется бывшим российским гражданам в том же порядке, что и всем иностранцам и лицам без гражданства, но в льготном порядке. Срок проживания на территории Российской Федерации был сокращен до 1 года. Такое компромиссное решение не удовлетворило членов коммунистической фракции. Они расценили его как предательство соотечественников. Константин Симис: К числу требований, ужесточающих получение российского гражданства, относится и требование знать русский язык. Кстати, в законе 1991 года этого требования вовсе не было. Знание языка является обязательным условием получения гражданства в большинстве демократических стран. Так что в этом вопросе российский закон международной практике не противоречит. Однако он страдает серьезными недостатками. В нем ничего не говорится о том, в каком объеме должен знать русский язык соискатель. Ничего нет и о том, кто и в каком порядке будет принимать экзамен по языку. А вот в соответствующем законе Соединенных Штатов, например, не только декларируется обязательное знание английского языка, но и конкретно указано, каков должен быть объем знаний. Соискатель должен уметь написать и прочесть простые слова и фразы. Сказано в американском законе и о том, что запрещается предъявлять особые, то есть выходящие за рамки закона, требования. В российском же законе никаких конкретных условий проверки знаний языка и вообще порядка процедуры оформления натурализации нет. Есть только отсылка к специальному положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства, которое будет принято и утверждено впоследствии президентом. А ведь от того, какие требования к знанию языка будут предъявляться, от того, насколько квалифицированы будут экзаменаторы, во многом зависит, не станет ли требование знания языка сложным, труднопреодолимым препятствием на пути соискателя российского гражданства. Дина Каминская: Надо еще к этому добавить, что в данном случае отсылка к несуществующему положению уже сегодня стала источником серьезных осложнений. Как сообщают авторы статьи "Мистер нет" (она была опубликована в "Известиях" 15 августа), многочисленные толпы бывших граждан СССР ежедневно собираются с заявлениями о предоставлении им российского гражданства у российских посольств и консульств, которые отказываются принимать не только новые заявления, но и документы, необходимые для рассмотрения заявлений, поданных прежде, до принятия нового закона. При этом сотрудники посольств и консульств прямо ссылаются на то, что еще нет положения о порядке рассмотрения вопросов о даровании гражданства. Константин Симис: Тенденция к ужесточению условий натурализации, которая явно просматривается в новом законе о гражданстве, дала себя знать и при решении вопроса об основаниях для отказа в предоставлении гражданства. По закону 1991 года, таким основанием было наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. К ним Уголовный Кодекс относит узкий круг преступлений - убийство при отягчающих обстоятельствах, террористическая деятельность, бандитизм: По новому же закону, основанием для отказа в предоставлении российского гражданства может служить судимость за совершение любого умышленного преступления. А к ним относятся и такие легкие преступления, как, скажем, оскорбление личности, нанесение легких телесных повреждений, не повлекших за собой расстройства здоровья и ряд других преступлений, уголовное преследование по которым возбуждается только по жалобе потерпевшего. Так называемые дела частного обвинения. Дина Каминская: Такое расширение круга лиц, которым может быть отказано в российском гражданстве, конечно, не вписывается в общепринятую международную практику. Тем не менее, оно не имеет принципиального значения. Но есть в законе 2002 года положение, которое просто несовместимо с принципами демократического права, ибо ставит президента над законом. В статье 29-й закона прямо сказано, что президент вправе рассматривать вопрос о принятии в гражданство лиц, которым в соответствие с другими статьями этого же закона, должно быть в этом отказано. Константин Симис: При обсуждении закона в Государственной Думе фракция СПС категорически возражала против сохранения статьи 29, поскольку в правовом государстве никому, даже президенту, не должно быть дано право нарушать закон. Однако центристские фракции настояли на том, чтобы статья 29 была сохранена. Хотя их главный аргумент в споре - необходимость дать президенту возможность даровать гражданство Российской Федерации, например, агенту российской разведки, отбывающему наказание в другом государстве, явно несостоятельно. Ведь такому агенту гражданство может быть даровано в соответствие со статьей 3 того же закона. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, сказано в ней, может быть принято в гражданство без соблюдения условий, предусмотренных в законе. Дина Каминская: А теперь давайте перейдем к тем, имеющим принципиальное значение, новшествам, которые внес закон 2002 года в российскую практику. Константин Симис: Самое значительное из них - это введение единого федерального, то есть всероссийского, гражданства. Ведь закон 1991 года, помимо федерального гражданства, признавал также и гражданство республик, входящих в состав федерации. В ходе обсуждения нового закона в Государственной Думе представители республик попытались внести в него весьма существенную поправку. Согласно этой поправке, гражданин Российской Федерации, проживающий на территории какой-либо республики, "является гражданином этой республики". Депутат Сафиуллин, вносивший эту поправку, утверждал, что в случае, если она будет отвергнута, это будет означать отказ от федеративного устройства, то есть грубое нарушение конституции. В конституции, утверждал он, республики, входящие в состав Российской Федерации, именуются государствами. Это утверждение соответствует действительности. Но в то же время конституция исключает возможность признавать их государствами суверенными, обязательным атрибутом которых является гражданство. Дина Каминская: Сторонники признания за жителями республик статуса республиканского гражданства ссылались также и на то, что во многих демократических федерациях, в том числе и в США, наряду с общефедеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Ссылка эта не вполне обоснованна. Правда, в конституции Соединенных Штатов сказано, что гражданам каждого штата предоставлены все привилегии и льготы, предоставленные гражданам в других штатах. Однако при натурализации иностранцев суд дарует им только гражданство США, независимо от того, на территории какого штата это происходит. И в сертификате о присвоении гражданства названо только гражданство США. Да и в конституциях штатов нет такого понятия, как гражданство штата. А когда речь идет о том, кто может быть избран губернатором или, скажем, депутатом законодательного органа штата, неизменно повторяется формула - лицо, постоянно проживающее в штате. Ссылка на гражданство штата отсутствует. Константин Симис: Доводы сторонников внесения поправки о введении понятия гражданство республики показались неубедительными, и поправка была отвергнута подавляющим большинством голосов. "За" проголосовали только 21 депутат. Позиция большинства, с точки зрения юридической, совершенно корректна, поскольку в конституции есть только понятие гражданства Российской Федерации. Да и надо сказать, что при введении гражданства республик возник бы вполне определенный практический аспект. Ведь в некоторых республиках объем политических прав человека зависит от того, является ли он гражданином республики. Дина Каминская: Второе новшество, внесенное законом 2002 года, это признание за гражданами России права на двойное гражданство. Конституция Российской Федерации, в принципе, допускает приобретение второго гражданства, кроме российского, но только в соответствие с международным договором или в соответствие с законом. Закон 1991 года такую возможность, однако, не допускал. В статье 6 нового закона сказано: "Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ". Практически это означает, что тысячи и тысячи людей, эмигрировавших раньше, например, в Израиль или Соединенные Штаты и не оформивших отказ от российского (или советского) гражданства неожиданно для себя - помимо своей воли - оказались гражданами двух государств. Константин Симис: Статус двойного гражданства в ряде случаев может породить для его носителя серьезные сложности. Ведь по общепризнанной в международных отношениях практике, каждое из двух государств, гражданином которых является данный человек, рассматривает его как своего гражданина, обязанного подчиняться всем его законам, и, вместе с тем, не признает за ним никаких обязанностей перед вторым государством. Дина Каминская: Правда, такой носитель двойного гражданства может оформить отказ от российского гражданства, уплатив за это 500 долларов. Если же он этого не сделает, то при приезде этого человека в Россию российские власти будут рассматривать его как своего гражданина со всеми вытекающими последствиями. Вплоть до того, что он может быть призван на военную службу. Так что то обстоятельство, что новый закон ввел институт двойного гражданства, может повлечь за собой чисто практические, и притом отнюдь немаловажные, последствия. Константин Симис: Принятие закона о гражданстве проходило в Государственной Думе в острой борьбе между противниками проекта, представленного президентом, и его сторонниками. Победу, как мы уже говорили, одержали сторонники президента. Закон уже вошел в силу, но споры вокруг него не утихают. Оценки этого закона на страницах газет диаметрально противоположны. От самых отрицательных, до самых апологетических. На мой взгляд, объективный анализ текста закона 2002 года дает основание утверждать, что он во всех своих основных положениях соответствует принятой в демократических странах практике. К сожалению, коррумпированность аппарата МВД, которому придется в основном проводить в жизнь процедуру присвоения гражданства иностранцам и лицам без гражданства, низкий профессиональный уровень этого аппарата, несомненно, скажутся, и причем весьма негативно, на том, как этот закон будет реализован. Но это уже не вина самого закона и тех, кто его принимал.

www.svoboda.org

Комментарий фз о гражданстве рф 2018

Действительное российское законодательство регулярно подвергается определенным изменениям, которые направлены на улучшение и ужесточение определенных мер. В миграционной политике России также происходят некие изменения, и в 2018 году были приняты определенные поправки в ФЗ № 62 о гражданстве Российской Федерации. Согласно данным поправкам, изменились некоторые обстоятельства, по которым иностранец может получать российское гражданство. Какие именно изменения были приняты – расскажем более подробно. Общие положения В связи с тем, что в данный закон были внесены определенные изменения и корректировки в текущем году, отныне ФЗ № 62 в общих положениях имеет 10 статей. Каждая из них имеет определенную смысловую нагрузку, и в каждой из них были произошли некоторые обновления.

Что нового в законе о гражданстве российской федерации в 2018 году

Если обратить внимание на самые главные требования, то стоит учесть, что иностранец обязательно должен прожить на территории российского государства не меньше 5 лет. В качестве исключения могут быть только те граждане, которые имеют российские корни и те, кто является выходцам из стран бывшего СССР.

Также не стоит забывать, что пятилетний обязательный срок проживания в стране иностранца может быть сокращен до 1 года.

Федеральный закон «о гражданстве российской федерации» (62-фз) 2018

Вниманиеattention Важно учитывать, что данный закон заставляет мигрантов выполнять некоторые обязанности при приобретении гражданства. К ним стоит относить:
  1. На законных основаниях трудиться в российских организациях и материально обеспечивать себя.
  2. Соблюдать неукоснительно Конституцию РФ и законодательство страны.
  3. Обратиться к сотрудникам органов контроля с целью подачи заявления, которое будет свидетельствовать об отказе от предыдущего гражданства.

Если рассматривать вопрос о документах, которые необходимо предоставлять в миграционную службу, то здесь изменений фактически нет никаких.

По-прежнему сотрудники ГУВМ МВД рассматривают в индивидуальном порядке у любого человека ситуацию с получением гражданства и назначают каждому свой пакет необходимых документов. В перечень данных документов могут вносить изменения исключительно сотрудники миграционного ведомства.

Федеральный закон «о гражданстве российской федерации» (62-фз) 2018

Заключение Что касается заключительных положений по данному закону, то в обязательном порядке стоит отмечать те условия, которые в них прописываются:

  1. Вопрос действительности документов, которые были ранее выданы до изменения ФЗ № 62.
  2. Приведения всех правовых и нормативных актов к соответствию с действительным ФЗ.
  3. В каком порядке будут рассматриваться заявления в гражданском вопросе, которые были получены до изменения действительного законодательства.
  4. Срок вступления в силу закона.

Самым важным моментом здесь является рассмотрение заявок, поданных до изменения закона. По тем корректировкам, которые были приняты, все эти заявки будут рассматриваться строго в общем порядке, за исключением тех случаев, при которых на заявление не нужно будет реагировать быстрее по льготному порядку.

Федеральный закон «о гражданстве рф» 2018 года (n 62-фз редакция 2018)

На сегодняшний день это две страны — Таджикистан и Узбекистан. Для других же государств получить статус гражданин России возможно только в том случае, если он предварительно откажется от своего прежнего. Подобный вопрос очень часто задавался украинскими гражданами, и жителями АР Крым, так как многие из них имеют российские корни, и желают вернуться назад на Родину после случившегося конфликта между Россией и Украиной.

Закон о гражданстве российской федерации

Инфоinfo С позиции регулирования правового статуса иностранного лица определяющим есть три ФЗ:

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет, что основой правового положения иностранных граждан РФ является национальный режим с изъятиями, предусмотренными особым режимом, когда иностранные граждане имеют такие же обязанности, как граждане России, кроме случаев, которые установлены федеральным законодательством. Правила обжалования отказа Для подачи апелляции нужно потребовать в отказавшей инстанции ксерокопию документа, в котором будут прописаны основания отклонения запроса.

Воспользоваться этим правом особа может на основе международных правовых договоров.

Главные функции фз о гражданстве в 2018 году

Правовое регулирование (последняя редакция) Внесение последних изменений в ФЗ-62«О гражданстве Российской Федерации» датируется 29 июля 2018 года. Поправки включают в себя как нововведения, так и статьи, пункты, абзацы закона в новой редакции.

В ст. 11 с настоящего года, лица, заявления на получение гражданства которых были подтверждены, должны принести присягу гражданина России. Обязательство распространяется на лиц в таких ситуациях:

От присяги освобождаются лица до 18 лет и недееспособные лица, а также те, кто не может этого сделать из-за плохого состояния здоровья.

ФЗ № 62 четко регламентируется схема подачи заявления на рассмотрение о подданстве, а также документы, которые необходимы для осуществления процесса.Именно эти изменения вступили в силу с того момента, когда была проведена редакция закона. Также стоит понимать при этом, что в закон было внесено дополнительно несколько понятий, связанных с гражданством, которые не фигурировали в положениях закона ранее. Видео: Разбор закона Изменения и дополнения в редакции 2018 года Важно обратить особое внимание на то, каким стал общий порядок для того, чтобы получить иностранцу российское гражданство. Если опираться именно на действительный закон, то можно понять, что совершеннолетние иностранцы и люди, которые не имеют гражданства, могут подать ходатайство на приобретение гражданства РФ на вполне легальных основаниях. Обязательно стоит учитывать, что время проживания на территории страны составляет 5 лет. При этом в год можно находиться за пределами страны не более 3 месяцев.

Комментарий ap о гражданстве рф 2018

Важноimportant

Однако немаловажным остается вопрос о доступности иностранными гражданами получения статуса гражданина РФ. Какими полномочиями наделены органы по решению данных вопросов В системе органов, которые связаны с решением вопросов гражданства, основные полномочия имеет Президент.

К его полномочиям относятся:

Органом, ведающим делами о гражданстве, является комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. В цели Комиссии входят подготовка предложений для Президента РФ по делам о гражданстве, контроль исполнения решений по вопросам гражданства. Остальные государственные органы, которые участвуют в решении вопросов подданства, входят в систему исполнительной власти.Стоит отметить, что данные вопросы во все времена вызывали определенные споры по внесении конкретики в них. Отныне такая необходимость у представителей государственной власти отпала – все положения общего характера были пересмотрены. Теперь в общих положениях было дано и распространено больше основных понятий, которые имеют отношение к вопросу определения гражданства. Сюда можно относить такие термины, как двойное гражданство, порядок прекращения и приобретения гражданства, упрощенная процедура по вступлению в российское гражданство и т.п.

Как получить гражданство РФ Итак, у каждого иностранца, который имеет намерение стать россиянином, есть в настоящее время подобная возможность. Безусловно, для того, чтобы считаться россиянином, иностранное лицо обязательно должно удовлетворить определенные требования и условия, которые выдвигаются действительным российским законодательством.

В настоящий момент времени общие положения данного закона регулируют следующие вопросы:

  1. Обозначение предмета регулирования данным законом.
  2. Определение главных понятий.
  3. Раскрытие основных законодательственных понятий о принятии российского гражданства.
  4. Кто может считаться российским гражданином?
  5. Возможность для каждого человека иметь два гражданства.
  6. Правила, которые регулируют вопросы о гражданстве РФ, а также основные принципы гражданства.
  7. Как можно защитить россиянина, если он находится не в пределах российского государства.
  8. Детское гражданство.
  9. Брак граждан РФ.
  10. Документы, которые доказывают факт наличия гражданства РФ.

В целом, именно эти моменты в настоящее время по закону № 62 являются основными и требующими особенного внимания.Редакция закона от 11.01.2006Редакция закона от 01.01.2005Редакция закона от 15.12.2003Редакция закона от 01.07.2002Редакция закона от 01.09.2017Редакция закона от 31.07.2016Редакция закона от 31.12.2014Редакция закона от 15.11.2014Редакция закона от 04.08.2014Редакция закона от 05.07.2014Редакция закона от 02.05.2014Редакция закона от 03.11.2013Редакция закона от 01.09.2013Редакция закона от 14.07.2013Редакция закона от 13.11.2012Редакция закона от 12.07.2009Редакция закона от 31.12.2008Редакция закона от 14.10.2008Редакция закона от 19.12.2007Редакция закона от 04.12.2007Редакция закона от 07.08.2006Редакция закона от 11.01.2006Редакция закона от 01.01.2005Редакция закона от 15.12.2003Редакция закона от 01.07.2002 Даже не пытайтесь искать новее — это последняя редакция Закон проверен сегодня в 10:09:02 Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

dipna5.ru

Закон о гражданстве российской федерации 2018

Закон о гражданстве российской федерации 2015

(в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст.

4447; Федерального от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством

Новый закон о гражданстве РФ

10 июня.

В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении проект о РФ. В проекте раскрываются основания для лишения гражданства РФ, а также поясняется, зачем нужно приносить присягу. По инициативе президента Российской Федерации Владимира Путина предлагается дополнить закон о поправками, которые обяжут лиц, желающих получить российское гражданство.

приносить присягу о соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, а также обяжут уважать историю и традиции страны. В Государственной думе создана рабочая комиссия, которая должна разработать текст присяги.

Прочную политико-правовую связь, выраженную во взаимных правах, обязанностях и ответственности между человеком и государством, устанавливает гражданство. Данная сфера строго контролируется государством, поскольку правовая база закона о гражданстве Российской Федерации основывается на принципах и нормах Конституции РФ (основного закона государства) и международном праве.

Закон о гражданстве Российской Федерации призван обеспечивать наиболее благоприятные правовые условия, защиту и покровительство для граждан РФ, как на территории России, так и за ее пределами.

Получить сложный шаблон будет хорошо стоить.

Причина — это очень серьезная услуга. Помощник бессознательно получает мнение о человеке, что напечатал собственные причины, читая текст и его смысл. В реальности обращение это заменитель личности заявителя.

В случаях, когда результат формируется от умственного убеждения это случается архи влиятельным. Гражданство РФ – это прямая устойчивая связь правового характера, возникающая между лицом и государством, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации (62-ФЗ) 2018

Раздел «Федеральный закон «О Российской Федерации» (62-ФЗ)» всегда поддерживается в актуальном состоянии (проверено 17.08.2018), и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона с изменениями и дополнениями.

Также закон содержит комментарии к статьям.

Наш консультант ответит на ваши вопросы плюс даст ссылки на нужные статьи закона.

Раздел посвящён кодексам и Российской Федерации.

База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется.

Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции кодексов и законов РФ.

Комментарии к статьям вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ».

По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

Ст 14

В статье дана подробная информация по вопросам получения гражданства РФ 2014 в упрощенном порядке для граждан Украины, получения вида на жительство в России, двойное гражданство, принципы гражданства РФ, ФЗ о гражданстве.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ — О гражданстве Российской Федерации

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г.

N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее —). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о Российской Федерации и производства по делам о Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей.

juridicheskii.ru


Смотрите также