активное право гражданства. Активное гражданство


«Активное гражданство» как стратегия современной социальной политики

О теории «активного гражданства» писали многие зарубежные и российские авторы. Современные исследователи признают, что актуальным стал вопрос об изменении парадиг­мы современной социальной политики и обозначился ряд дискурсов, в рамках которых обозначились множество проблем. К примеру, Н.С. Григорьева [1] в статье «Активное граж­данство» как стратегия и механизм современной европейской социальной политики» рассматри­вает изменения парадигмы современной со­циальной политики, анализирует разработку нового концепта современной европейской социальной политики.

Сущность проблемы в том, что на совре­менном этапе теоретиков волнуют перспективы существующих социальных моделей развития общества и определение доминант, а именно, что необходимо поставить во главу угла суще­ствующей социальной модели - «идею социаль­ной включенности», «исключенности» или нечто другое? Будут ли отстаиваться идеи социальной справедливости для всех или только избранным или только наиболее нуждающимся и как их определить? Сумеют ли выбранные модели обеспечить достижение высококачест­венного уровня жизни или только лишь мини­мальный уровень безопасности?

Актуальность поиска ответов на эти вопросы очевидна, тем более в условиях, когда вокруг современных социальных моделей много скептиков и существуют определенные риски, связанные с политическими событиями.

В качестве информации отметим, новое понимание социальной политики связано с трактовкой понятия «социальное качество». Адепты научной школы социального качества стремятся создать на европейском пространстве нормативы, которые можно было бы исполь­зовать в реальной практике, и которые ориен­тированы на качественное гражданство, исклю­чая минимальные стандарты. И, наконец, наше внимание будет сосредоточено на роли поли­тики «активизации» в современных обществах на том, как идея социально-активного общества реализуется в зависимости от идеологических и институциональных условий каждой страны. Каковы оценки эффективности и перспективы управления социальной сферой при условии развития социально-активного общества.

Для начала небольшой исторический экскурс. В 90-х годах ХХ века европейские государства, характеризуемые как «государства благосостояния» оказались в новых условиях, что потребовало от них решения задач, изменившихся под воздействием глобализации и интеграции в Европейский Союз, порожден­ных экономическими и социальными измене­ниями в рамках европейских сообществ. Как результат, социальная политика оказалась в двоякой ситуации. С одной стороны, наблюда­лась трансформация системы социального обеспечения, связанная с отрицательной дина­микой в демографической сфере (увеличение числа пожилых людей), повышением уровня миграции,  гендерной ассиметрией (возраста­нием участия женщин на рынке труда и т. д.). С другой стороны, у населения Европейского сообщества сформировались новые запросы к системе социальной защиты. И стоит подчеркнуть, что природа этих изменений составляет предмет многих дискуссий среди исследователей социальной политики.

Итак, первое, концепция «социального ка­чества». Данное понятие появилось в контексте существующей проблемы сочетания экономи­ческой и социальной политики. С введением этого термина диспозиция социальной политики в «системе политик» изменилась, и по своему значению она была отождествлена с эконо­мической политикой.

Исследователи определили понятие социального качества как «степень, до которой люди способны участвовать в социальной и экономической жизни их сообществ на усло­виях, способствующих росту их благосостояния и индивидуальным возможностям» [2].

Естественно, что для достижения определен­ного уровня социального качества необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Доступность социально-экономической защиты (социально-экономического обеспечения).
  2. Посредством социальных и экономи­ческих институтов общества как рынок труда, институт гражданства исследовать феномен социальной включенности или начальные стадии социальной исключенности.
  3. Способность людей жить в обществе, ориентированного на социальную сплочен­ность: разделяемые чувства солидарности, нормы и ценности.
  4. Потенциал активности каждого и возможности достижения личной самореализации посредством коллективного участия.

Анализ этих условий позволяет высказать такую точку зрения, что теория социального качества актуализирует понимание «социаль­ного». Теоретические интерпретации «социаль­ного» подтверждают идею о том, что социаль­ный мир существует как реальность только в результате взаимодействия и самореализации людей как социальных субъектов, и когда в результате этой самореализации формируется коллектив личностей. А это говорит о том, что необходимы общепринятые ценности и нормы. Этические принципы регулируют приемлемые и недопустимые результаты, тем самым подтверждая высказанные исследователями идеи об идеологическом измерении социаль­ного качества.

По мнению европейских исследователей, понятие «социальное качество» интегративно, поскольку измерение социального качества возможно на основе междисциплинарных подходов.

Концепт «социальное качество», по мнению европейских аналитиков, позволит выбрать точные подходы для установления новых рамок для исследований политической повестки дня, соотнесения политических трендов со структур­ными проблемами неравенства. Практически на всех уровнях отмечается интерес к новому пониманию социальной политики наряду с расширенными целями благосостояния.

В контексте нового понимания социальной политики высвечивается важное условие ее успешного развития, а именно активизация гражданского общества в решении социальных проблем. Тренд «активизация общества» связан с продвижением идеи социально-активного общества, в частности, в сфере рынка труда и собственно социальной политики.

Второе, призывы к активному обществу и политика активности связаны с различными видами социальных систем защиты и участия на рынке труда. Выражаясь иначе, активное общество сегодня стремится сделать всех граждан активными, независимо от размера их дохода, что в некоторой степени противоречит идеям государства благосостояния, согласно которым, граждане не воспринимаются «инди­видуальностями», не признается то, что они могут обладать большими ресурсами, чем когда-то, а, следовательно, могут иметь большие возможности контролировать свои решения.

Усиление процесса индивидуализации не означает, что люди становятся более самовлюб­ленными или равнодушными, а это показатель того, что люди в праве свободно выбирать собственные социальные направления, собст­венную модель жизни.

Отсюда возникает вопрос - насколько государство благосостояния готово понять и принять нового типа гражданина? Исследова­тели вместе с тем задаются и такими вопросами - как индивидуализм и свобода выбора могут быть связаны с солидарностью? Как помощь со стороны государства всеобщего благосостояния может расширять (а не ограничивать) выбор человека? И это лишь часть узловых тем, над которыми исследователям приходится работать и предлагать новые разработки в области активного гражданства.

Если вспомнить Эспинг-Андерсена, в индустриальном обществе понятием «гражда­нин» определялся работающий человек, кото­рый, благодаря своей трудовой биографии, при условии полной занятости, пользовался со­циальными правами, что позволяло ему поддерживать приемлемый уровень жизни в период безработицы, болезни и т.д.

С эпохой постиндустриализма понятие «гражданин» существенно изменилось. Именно в этот период начался процесс перехода от понимания «гражданина» как пассивного субъекта в направлении «активного граж­данства».

Основными характеристиками «активного гражданства» [1, с. 52] выступают: независи­мость, самоответственность, гибкость, терри­ториальная мобильность, наличие профессио­нального образования и способность вклю­чаться в гражданское общество, чтобы удов­летворить свои интересы.

«Активный гражданин» - это образец со­циального характера, который способен удовлетворить запросы и потребности гло­бализированного и высоко конкурентного информационного общества [1, там же].

Основная цель при этом четко определилась - показать динамику изменяющихся государств благосостояния в контексте нового понимания гражданства.

Теория гражданства имеет множество измерений и разные аналитические уровни: дискурсы, права и обязанности, участие и роль личного восприятия граждан [3].

Дискурсы ориентированы на новые идеалы «гражданственности» и новые формы гражданского поведения. Новая интерпретация «активизации» - это не просто описание прав и обязанностей, а основа для выработки новой роли гражданина, определенных гражданских качеств, ожиданий соответствующего, адекват­ного поведения. Надо сказать, что новые трактовки по-новому раскрывают роли инди­вида как гражданина. При этом авторы выд­вигают и такое предположение: изменения в отношениях между правами и обязанностями должны оцениваться по тому обстоятельству, несут ли они потери в аспекте гражданства - бедность, социальное исключение или маргинализацию.

В работе Т. Маршалла «полное граждан­ство» отмечается, что индивид как гражданин участвует во всех сферах экономической, социальной и политической жизни [4]. И если государство благосостояния внедряет новые социальные технологии, то и институционально структура самого благосостояния меняет свои формы. Соответственно такие изменения соз­дают новые формы участия. Одной из таких форм, например, является Activation Plan -«Рабочий план», который позволяет индивидам выдвинуть свои определения и пути решения личных проблем. Гидденс «План активации» интерпретирует как расширение зоны граж­данств, так как он может обеспечить индивиду свободу участия в формировании своего повседневного существования [5].

С точки зрения психологического восприя­тия,     трактовка    гражданства    связана с осознанием гражданами самих себя в соотношении восприятия себя как «подчинен­ного» и «равного», и в то же время со способом, через который граждане позиционируют себя в отношении с другими.

Активное гражданство - это независимость, но, как известно, это и позиция личной ответственности, гибкости и максимальной мобильности. По сути, активное гражданство способно создавать новые биографии, адаптированные к изменяющимся условиям.

В-третьих, какова же должна быть политика, направленная на создание социально-активного общества. Миссия политики социально-активного общества состоит в том, чтобы продуцировать активных, уверенных в себе, самостоятельных граждан.

В передовых странах Запада формирование социально-активного общества рассматривается как лучший и наиболее приемлемый способ борьбы с бедностью и социальной маргиналь-ностью.

И идея изменения пассивного подхода к активности в пределах социальных систем очень популярна. «Активность» подразумевает желание и возможность обучения и дальней­шего трудоустройства, а «пассивность» обозначает стремление граждан к социальным гарантиям, и позволяет быть в определенной мере бездеятельным.

«Использование этих терминов обеспеч­ивает особенно четкое выражение политиче­ского контекста. Политические формулировки «активные» и «пассивные» настолько закре­пились терминологически, что вопросы необхо­димости компенсации вдруг исчезли из полити­ческой повестки для тех, кто имеет мало потенциальных возможностей для собственных усилий достижения каких-либо позиций на рынке труда» [6].

Прокомментируем данное высказывание. Активное общество подразумевает существова­ние активного рынка труда, так как «быть уверенным в себе» означало, прежде всего, «быть уверенным в завтрашнем дне», т.е. иметь работу в долгосрочной перспективе и соответ­ственно, потенциал карьерного роста. Разу­меется, мы отдаем себе отчет в том, что активная политика в отношении рынка труда не нова, но имеются существенные различия между «старой» активной политикой в области рынка труда и «новой» модели политики активизации.

Главное отличие в том, что обращение к «новому» активному обществу предполагает взаимосвязь между видами социальных систем защиты и участием на рынке труда, отказ от различий между политикой в отношении рынка труда   и   социальной   политикой. Активное общество стремится к тому, чтобы все граждане были активными, независимо от личного уровня благосостояния. Но при этом следует учесть, что каждая страна строит свое активное общество с учетом исторического прошлого, национальных и культурных традиций, уровнем благосостояния.

 

Литература

  1. Григорьева Н.С. Активное гражданство как стратегия и механизм современной европейской социальной политики // Информационно-аналитический портал. — 2007. — 18 октября /Socpolitika.ru.
  2. Попова В.Г. Социальная политика и социальная работа. — М., 2006. — 216 с.
  3. Walker, A. A strategy for active ageing // International Social Security Review. Vol. 55. No 1. Pp. 121-39.
  4. Giddens, A. The third way. - Oxford: Polity Press.-1998.
  5. Marshall, T. Citizenship and social class // in Т.П. Marshall and T. Bottomore. - Citizenship and social class. -London: Pluto Press, 1992.
  6. Pfau-Effinger, B. Change of family policies in the socio-cultural context of European Societies. Comparative Social Research. Vol. 18.

Фамилия автора: А. Масалимов, А. Масалимова

articlekz.com

«Активное гражданство»: стратегия и механизм современной европейской социальной политики

Статья рассматривает изменения парадигмы современной социальной политики, разработку нового концепта современной европейской социальной политики. Вопрос заключается в том, что поставить во главу угла доминирующей социальной модели...

Статья рассматривает изменения парадигмы современной социальной политики, разработку нового концепта современной европейской социальной политики, - исследовательские направления, которые становятся стратегическими с конца 80-х годов ХХ века. Вопрос заключается в том, что поставить во главу угла доминирующей социальной модели - идею социальной включенности, исключенности или нечто среднее? Будет ли она отстаивать идею социальной справедливости для всех, либо предпочтение будет отдано только наиболее нуждающимся, или только наиболее достойным (и как их определить)? Будет ли выбранная модель нацелена на достижение высококачественного уровня жизни или остановится на варианте системы, обеспечивающей исключительно минимальный уровень безопасности? В статье анализируются подходы к решению этих вопросов в современных европейских дискурсах социальной политики.

Перемены на европейском рынке труда в конце XX века, сохранении и постоянный рост безработицы стали своеобразным сигналом проведения реформ на рынке труда, в области социального обеспечения  и социальной защиты.

По мнению Адриана Синфельда, «эти ухудшения в области социальной защиты были вызваны изменением политических целей. Произошло “сужение” и “размывание” целей, что оказало существенное влияние на социально-экономическую защиту населения» (Sinfield, 2005). Актуальным стал вопрос об изменении парадигмы современной социальной политики и обозначился ряд дискурсов,  в рамках которых следовало показать связи между «отдельными проблемами в “окружающей обстановке” и в “общей социальной структуре”» (Mills, 1959). Именно разработка нового концепта современной европейской социальной политики стала стратегическим направлением многих исследователей, которые с конца 80-х годов ХХ века начали предлагать политикам различные варианты решения этой проблемы с целью достижения устойчивого развития общества благосостояния.

Если кратко, то вопрос заключается в том, что поставить во главу угла доминирующей социальной модели - идею социальной включенности, исключенности или нечто среднее? Будет ли она отстаивать идею социальной справедливости для всех, либо предпочтение будет отдано только наиболее нуждающимся, или только наиболее достойным (и как их определить)? Будет ли выбранная модель нацелена на достижение высококачественного уровня жизни или остановится на варианте системы, обеспечивающей исключительно минимальный уровень безопасности? Значимость поиска ответов на эти вопросы, равно как и безотлагательность этих ответов, усиливается сложившейся ситуацией, когда вокруг европейской социальной модели много сомневающихся и, кроме того, существует опасность, связанная с некоторыми политическими нововведениями. (Walker, 2005).

В первой части статьи дается краткий обзор нового понимания социальной политики, в основу которого положено понятие «социального качества». Европа фактически стоит перед выбором. С одной стороны, вариант «неолиберально-вдохновленного» трансантлантического согласия, в котором экономический и – особенно - финансовый интересы определяют суть и форму социальной политики; с другой - идея универсального социального качества. Кажется, что ЕС в настоящее время разрывается между этими двумя альтернативами в поисках компромисса в форме «производительной роли благосостояния». Но пока аналитические работы констатируют отсутствие видения, необходимого для создания европейской модели и превращения ее в стратегически значимую,  включающую в том числе и активность граждан. Тем не менее, приверженцы научной школы социального качества стремятся создать целесообразные для Европы нормативы, которые можно было бы практически использовать и которые ориентированы скорее на качественное гражданство, чем на минимальные стандарты.

Вторая часть статьи посвящена анализу новых форм гражданства и социальной интеграции в европейских странах. Рассматриваются режимы благосостояния с точки зрения двух концепций - гражданственности и ухода, что с необходимостью предполагает использование гендерного анализа.

И, наконец, в третьей части основное внимание сосредоточено на роли политики активизации в современных обществах благосостояния и на том, как идея социально–активного общества реализуется в зависимости от идеологических и институциональных условий каждой страны. В связи с этим возникает еще один важный вопрос: возможно ли говорить о единой европейской социальной модели и может ли такая модель быть эффективной?

В заключении рассматриваются некоторые аспекты возможностей оценки  эффективности управления социальной сферой при условии развития социально-активного общества.

Полный текст статьи см. на информационно-аналитическом портале "SocPolitika.ru".

Материал подготовлен специально для информационно-аналитического портала "Socpolitika.ru". http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document5591.shtml

oash.info

активное право гражданства - это... Что такое активное право гражданства?

 активное право гражданства adj

law. Aktivbürgerrecht

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое "активное право гражданства" в других словарях:

universal_ru_de.academic.ru

Активное гражданство • ru.knowledgr.com

Активное гражданство относится к философии, поддержанной организациями и учебными заведениями, который защищает это, у членов компаний или этнических государств есть определенные роли и обязанности обществу и окружающей среде, хотя у тех участников может не быть определенных управляющих ролей.

Активное гражданство может быть замечено как артикуляция дебатов по правам против обязанностей. Если тело дает права людям под его сферой компетенции, то у тех тех же самых людей могли бы быть определенные обязанности поддержать. Это было бы самым очевидным в стране или уровне этнического государства, но могло также быть более широким, таким как глобальное гражданство. Значение - то, что активный гражданин - тот, кто выполняет оба их прав и обязанностей уравновешенным способом.

Проблема с этим понятием состоит в том, что, хотя права часто записываются как часть закона, обязанности также не определены, и могут быть разногласия среди граждан относительно того, каковы обязанности. Например, в Соединенном Королевстве, граждане имеют право на свободное здравоохранение, но голосующий на выборах не обязательно, даже при том, что много людей определили бы это как ответственность.

Написание четкого определения обязанностей для активного гражданина намного более проблематично, чем написание списка прав. Например, хотя голосование могли бы считать основной ответственностью много людей, есть некоторые, кто через нетрудоспособность или другие проблемы не в состоянии участвовать полностью в избирательном процессе.

Активный гражданин - кто-то, кто берет роль в сообществе; термин был отождествлен с предложением писателями, такими как Джонатан Тиш, который написал в Huffington Post в 2010, защитив, что занятые американцы должны попытаться помочь другим, особенно предложив профессиональные экспертные знания высокого уровня в таких областях как банковское дело, образование, разработка и технология, чтобы помочь менее удачному.

Активное гражданство считают модным словечком некоторые из-за его неопределенного определения. Примеры включают предложение, передачу в дар и переработку.

Примеры активного гражданства в образовании

Из-за опасений по поводу таких вещей как отсутствие интереса к выборам (отраженный низкой явкой избирателей), британское правительство начало образовательную программу гражданства несколько лет назад. Образование гражданства теперь обязательно в британских школах до 14 и часто доступно как выбор кроме того возраст.

В Шотландии британское, активное гражданство было одной из трех главных тем общественной политики начиная с Отчета о Osler (раздел 6.6) в 1998. У новых шотландских Исполнительных рекомендаций, для Сообщества, учащегося и развития, Работая и Изучения Вместе, есть активное гражданство как цель в пределах других стратегических целей. Великобритания имеет основанную на пунктах иммиграционную систему, и в 2009 рассматривала испытательный срок для недавно допущенных иммигрантов, которые исследуют, частично, как хорошо они были так называемыми активными гражданами.

В Дании, «активное гражданство» является частью учебного плана в Образовании датского учителя. Курс определен как 36 уроков.

В Канаде есть Активный Курс Гражданства, управляемый в Колледже Индейца-могавка в Гамильтоне, Онтарио. Это - обязательный курс, который обеспечен Языковым Отделом Исследований всем студентам в колледже.

Организации, которые цитируют активное гражданство в качестве части их миссии или заявления видения, включают следующее:

В Соединенных Штатах писатель Кэтрин Крир задался вопросом в Huffington Post о том, теряли ли американцы из виду смысл Томаса Джефферсона активного гражданства. Крир жаловалась, как американцы были склонны забыть участвовать в добровольных ассоциациях и иметь тенденцию жить как «незнакомцы кроме остальных», указав Токвилл. Напротив, писатель Эбу Патель в Newsweek предположил, что у президента Обамы был несколько различный смысл активного гражданства, имея в виду сильные семьи, оживленный городской административный центр, в котором люди различных вер и светских фонов сотрудничают с правительством, действующим как «катализатор».

Внешние ссылки

ru.knowledgr.com


Смотрите также