Новое на сайте
Популярное

Направление трансформации

Направление трансформацииНе приходится удивляться тому, что направление трансформации исходного материала у Бодлера задается саморефлексией. Банделло рассказывал о природных происшествиях; Бодлер говорит о самой сути художественной деятельности: в его повествовании тематизируется эстетический акт; почти все элементы, которые у Банделло были представлены в простейшем объективном плане, оно возводит в степень субъективности.

С самого начала бодлеровский рассказчик уделяет особое внимание Эстетической оценке своего персонажа: «Фанчулле был Превосходный шут». В новелле Банделло Гоннелле достаточно было быть Гоннеллой, героем многих других фацеций, где он уже был описан. Весь текст Бодлера смещен к полюсу эстетической заинтересованности: Государь у него — «страстно влюбленный в искусства и превосходный знаток их»… Это денди — или «эстетик», как его определяет Кьеркегор; он жаждет «интересного» во всех его формах, пусть и самых чудовищных. Эта жажда делает Государя «пытливой и больной душой»: речь идет о болезни, которая берет исток в глубинах сознания, о болезни, которая совпадает с сознанием как таковым, — тогда как меланхолия Никколо д’Эсте была лишь моральным следствием лихорадки, то есть сугубо материальной причины.

Финальная сцена перенесена с городской площади в придворный театр. Фанчулле — уже не просто забавный персонаж, но мим — демонстрирует свой высочайший актерский дар — Решающее потрясение вызывает не материальный фактор — ведро воды, — а Знак. Ибо воздействие резкого свиста объясняется отнюдь не испугом: свист прерывает процесс Зрительского восприятия, отношение прислушивания, необходимое художнику; свист символизирует намеренную глухоту, которая отменяет акт коммуникации, начатый было произведением искусства. Шут умирает от нанесенного ему оскорбления.

НОВОЕ
Интересные записи
Галерея
10156749 10662 11397 12021 12771

Copyright © 2016. All Rights Reserved.